ЧАЙГОРОД
на главнуюпоиск

версия для печати  

Взгляд на китайскую медицину со стороны …

Взгляд на китайскую медицину со стороны …

Согласно представлениям восточной медицины, основу которых составляют тибетские и китайские медицинские трактаты, жизнедеятельность организма, прежде всего, проявляется в речи и в мыслях, которые по природе своей изначально стремятся к «светлому», а только потом к греховным побуждениям. Поэтому организм вознаграждается сообразно тому, что совершает человек в своей жизни под влиянием шести чувств. Как говорится, что посеешь, то и пожнешь. Источник болезней следует искать в наших неправильных мыслях, словах и поступках.

Организм устроен так, что процессы жизнедеятельности идут независимо от нашего желания – под влиянием деятельности наших органов чувств. Так что, берегите свои чувства, следите за своими словами и поступками!

Об «инь» и «ян»

Наблюдая за явлениями природы и процессами, происходящими в организме, в древнем Китае была создана единая философская система знаний «инь»-«ян», на основании которой построена вся традиционная китайская медицина.

Трактат «Хуанди Нэйцзин» гласит: «Энергия неба – это есть начало жизни. Эта энергия есть ни что иное, как «инь» и «ян», которые порождают все вещества и вещи».

Любое единое целое состоит из двух противоположных начал, дополняющих, но и соперничающих друг с другом.

Инь – это слабые свойства и признаки предметов и явлений: темный, холодный (зима, ночь), черный, короткий, тонкий, слезы, женщина, луна;

«Ян» - сильные свойства и признаки предметов и явлений: светлый, теплый (лето, день) белый, длинный, толстый, смех, мужчина, солнце, сильный.

1) «Инь» и «ян» стремятся подавить друг друга;

2) Превращаются одно в другое «инь» в «ян», и наоборот: «В «инь» есть «ян», «ян» есть «инь»;

3)Постоянная борьба противоположных начал и их постоянные взаимопревращения друг в друга – источник преобразования и развития;

4) Нарушение гармонии между «инь» и «ян» ведет к нарушению движения, развития, а в организме человека – к патологическим состояниям., т.е. развитию болезней.

Соответствовать принципу баланса «ян»-«инь» – значит жить, противоречить – значит умереть.

Если проецировать теорию «инь»-«ян» на человеческий организм, то «инь» – это то, что скрыто от глаз. «Ян» находится на поверхности тела. По наружным изменениям, хороший врач всегда поймет, что происходит внутри. «Поэтому лечение нужно проводить раньше, чем проявилось заболевание, и обеспечить покой раньше, чем нарушения обнаружили себя». («Хуанди Нэйцзин»).

Если «инь» и «ян» находятся в гармонии (в равновесии между собой), то болезнь не способна завладеть организмом.

« У– син»

Невозможно не остановиться, хотя бы кратко, на концепции «у-син».

Составной частью энергии, заложенной в противостоянии «инь-ян», является духовная энергия человека, которая хранится в 5 органах и имеет различные названия.

1) В сердце хранится интеллектуальная энергия;

2) В легких –жизненный эфир;

3) В печени – духовная энергия, жизненный эфир

4) В селезенке – мысль;

5) В почках – воля.

Чтобы поддерживать в гармонии духовную энергию, необходимо правильно использовать и знать характерные особенности энергии сезонов - весны лета, осени, зимы.

Энергия весны направлена на физическое и духовное обновление. Для нее характерны мягкость, умеренность. (Но душа бурлит от радости!) Весне соответствует «ян».

Энергия лета – это красота, ловкость, сила. (Кажется, нет ничего невозможного!) Лето – это «ян».

Китайцы выделяют особый сезон – конец лета - начало осени – самое лучшее время года в Китае, когда нет ни изнуряющей жары, ни холодных ветров, а земля щедро отдает свои плоды – идет сбор урожая. Это время равновесия «инь» и «ян».

Энергия осени – состояние внутренней наполненности, период покоя и уверенности, самоуглубления. (Не потому ли осенью мы грустим оттого, что нужно чаще бывать наедине с собой?) Осень – это «инь».

Энергия зимы –требует сохранения духовной энергии посредством сбережения тепла. (И сил нет, и холод донимает, и хандра…) Зима – это «инь».

Каждая энергия сезона соответствует одному из пяти первоэлементов, в свою очередь элементы тесно связаны с органами. Это выглядит так:

весна – дерево (печень – энергия весны)

лето-огонь (сердце –энергия лета)

конец лета-земля (селезенка - энергия конца лета)

осень – металл (легкие- энергия осени)

зима – вода (почки – энергия зимы)

Таким образом, по схеме легко определить в какое время года необходимо заниматься лечением того или иного заболевания. Так, сердце лечить нужно летом.

Если человек сможет вести правильный образ жизни и быть спокойным, он будет иметь прекрасное физическое здоровье, его глаза и уши станут чутким, уши – гибкими, кости – крепкими.

«Лень и небрежность порождают несчастье, жестокость и зазнайство – ненависть, грусть, печаль, болезни. От болезней и тягот люди погибают. Не следует перегружать себя пищей, перенапрягать ум…установить для себя определенный режим, тогда сами собой приходят гармония и жизнь».

От соединения жизненной энергии «ци» и тела формируется человек. Гармония человека зависит от того, насколько спокойствие и уравновешенность царит в груди человека, насколько гармонично сердце конкретного человека. Мы часто не отдаем себя отчета, почему нас притягивает именно этот человек и так неприятен другой. Потому, что первый излучает гармонию, которой нам самим не хватает. Гармоничных людей вокруг нас крайне мало. Они – по-настоящему добрые, талантливые, мудрые – благодаря их сердцу: гармоничному сердцу.

«Когда гнев переходит свою границу, его надо сдерживать. Следует ограничить свои пять желаний, отбросить две опасные для себя вещи: чрезмерное веселье и гнев».

Необходимо поддерживать в гармонии свою духовную энергию. Древнекитайские источники мудрости гласят: «Поступать так – значит жить в соответствии гармонии с духовной энергией».

Основным же принципом лечения древней восточной медицины является правило «бу-се». «Бу» значит пополнять. «Се» – рассеивать. Исходя из этого принципа, «лечение должно быть от противного»: при «ян»-синдромах (полноте) следует успокаивать, при «инь»-синдроме (пустоте) нужно возбуждать.

Для сравнения: о тибетской медицине

Тибетская медицина, согласно трактата «Чжуд-ши», все процессы жизнедеятельности, происходящие в организме рассматривает как:

А. восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходывание воздуха (китайцы, как мы знаем, называют его проще – «ци», т.е. энергия, или, жизненная сила, дух.)

«Ци» бывает:

1) Жизненное (наследственное)

2) дыхательное,

3) тканевое,

4) то, которое участвует в пищеварении в верхних отделах тела и усвоении,

5) то, которое участвует в выделениях в нижних отделах организма.

Б. жизненные процессы желчи.

Желчь, согласно трактату «Чжуд-ши», бывает :

1) желчь, участвующая в первых путях пищеварения,

2) желчь, способствующая уподоблению,

3) желчь, имеющая влияние на сердце

4) желчь зрительного аппарата

5) желчь, благодаря которой все ткани организма имеют свойственную им окраску.

В. Жизненные процессы слизисто-серозной и млечно- лимфатической системы.

Роль каждого из этих процессов для человеческого организма неоценима.

Об энергии «ци» и дыхании

Чтобы понять, что же такое «ци», рассмотрим сложный процесс, который соответствует в западной медицине функции дыхания.

Итак, жизненному восприятию, уподоблению, всасываню, усвоению, удалению-очищению-расходованию воздуха (по тибетской медицине) в китайской медицине соответствует основная функция лёгких – дыхание.

Дальневосточные врачи хорошо знают, что от того, в каком состоянии находится дыхательная система человека, зависит то, как происходит насыщение «ци», а это определяет, в свою очередь, общее состояние всего организма и самочувствие человека.

Жизненное восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха (жизненной энергии) совершается в районе головы. Благодаря этому, головной мозг функционирует нормально. Роль этой функции распространяется до грудной полости. И при нарушении ее происходит чихание, отрыжка, нарушение дыхания, отделения слюны и слез, страдает воля, память, внимание, нарушается деятельность шести органов чувств.

Дыхательное восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха («ци»), совершаясь в грудной полости, имеет влияние на деятельность продолговатого и спинного мозга. Прежде всего, легкие ведают «ци» (дыхательным воздухом). К тому же легкие являются местом, где происходит обмен между внешним и внутренним «ци» («воздухом») (ср. понимание функции легких в западной медицине – обмен кислородом между воздухом и кровью).

При нарушении системы появляется кашель, затрудненное дыхание, заложенность носа, насморк, страдает обоняние, человек начинает часто болеть гайморитами, ларингитами, развивается астма. Часто затрудненному дыханию предшествует болезнь носа. Обычный насморк отнюдь не безобидный симптом, а серьезное предостережение. Отнеситесь к нему серьезно. Возможно, это первый звоночек… Не запускайте цепную реакцию!

Китайцы говорят: «Нос является отверстием легких». В основе дыхания и обоняния лежит, согласно китайской медицине, «ци» легких. Если «ци» легких находится в гармонии, то дыхание свободно и обоняние в находится в нормальном состоянии.

«Легкие направлены на сто пульсирующих сосудов». «Ци» легких питает органы, способствует их нормальной функции, поддерживает «ци» всего организма. «За всю «ци» несут ответственность легкие». Нездоровы легкие – болен весь организм.

При нормальном состоянии «ци» легких, дыхание является свободным. При недостатке «ци» легких возникает синдром болезни «пустота и слабость» «ци» ( ци-ху бу-цю). Пациент страдает одышкой, удушьем, его голос тих, он ощущает слабость.

Восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха, совершающиеся в верхних отделах пищеварения, способствует пищеварению; способствует отделению питательных веществ от шлаков в кишечнике. Продукты жизнедеятельности удаляются из организма посредством пота, мочи, стула. Удаление экскрементов и мочи, а также роды, выбрасывание спермы, menstura находятся в прямой зависимости от работы легких.

Впрочем, «ци» легких непосредственно влияет и на работу спинного мозга поясничного отдела, поэтому если немеют, мерзнут ноги, медленно растут ногти на пальцах ног, страдает чувствительность, если есть боли в спине и в мышцах ног, нарушено мочеотделение, бывают отеки – ищите сначала неполадки в работе функции легких, а потом в нарушении деятельности ЦНС. Все взаимосвязано.

Функция «ци» легких способствуют водному обмену и обмену жидкостей в организме. Поэтому при недостатке «ци» не хватает жидкости клеткам. «Легкие являются главным источником воды».

По взглядам китайских врачей, легкие находятся во взаимосвязи с кожей и с волосами: если энергия «ци» легких слаба, то кожа сухая, бледная, пот перестает выделяться при полном отсутствии «ци», волосы рано седеют, ногти слоятся.

Достаточно порой только посмотреть на внешний вид больного, чтобы понять, что происходит с человеком: организм недополучает энергии «ци» через легкие. Это – серьезно!

Однако западные врачи об энергетической сущности многих болезней не знают и или не хотят знать, поэтому часто сталкиваются в своей практике с проблемами, которые могли бы избежать. Ощущая это на уровне интуиции, как ни странно, даже хорошие врачи продолжают лечить совершенно разных по конституции, возрасту, темпераменту людей, которым, однако, поставлен одинаковый диагноз, не учитывая теории «инь»-«ян», накопления расходования «ци» и т.д. Соответственно, им назначают одни и те же химические лекарства, причем, часто в неоправданно больших дозах. А ведь правильно используя энергию «ци», теорию «инь»-«ян» и «у-син», принцип «бу-се» можно не только предполагать и предупреждать обострения большинства болезней, но и успешно лечить очень сложные заболевания.

О китайской психологии

Характерный портрет.

Внутренняя агрессия проявляется в отношении к животным

Если вы встретите улыбающегося китайца, не думайте, что он вам искренне улыбается или сердце этого человека переполнено радостью. Это может улыбка вежливости, и это может быть улыбка зависти. А иногда от улыбки до агрессии и непонятной жестокости – один шаг. Что это такое, я испытала на личном опыте, когда жила с семьей в Китае, где не раз наблюдала, как мило улыбающиеся люди могут безжалостно убивать редких диких или собственных домашних животных: так, китайские дети, просто играя, замучивают до смерти стрекоз, удивительных по красоте бабочек, лягушек, маленьких утят, черепах, – и тоже с улыбкой на лице. В Китае не услышишь пение птиц по утрам ни в редко встречаемых лесах, ни в многочисленных городских парках. Там - птиц нет! Это сразу режет слух: ведь невозможно, так непривычно жить без голосов птиц! Все, что можно есть, в Китае едят, поэтому в лесу нет птиц...как и многих животных.

Воспринимаемая нами жестокость, как абсолютная, по отношению к животным в Китае считается нормой китайского быта и не противоречит ни окружающей действительности, ни внутренним убеждениям каждого китайца - ведь все так делают, тем более : животные существуют для потребностей человека, в частности, для его желудка.

В зоопарке

Никогда не забуду глаза своей четырехлетней дочери, её большие детские глаза были наполнены слезами глубокого душевного страдания – тогда в зоопарке у стройных, безропотных оленей отпиливали молодые отростки рогов – самой обычной тупой, ржавой пилой. Кто-то из оленей не выдерживал нервного напряжения и боли своего соплеменника и падал на землю до того, как начиналось его мучение... Смотреть на страдания животных без слез и боли в сердце было невозможно... Если бы только можно было показать каждому человеку всё понимающие широко открытые плачущие глаза оленей в предчувствии уже знакомых мук, которые им предстояло испытать еще раз, то многие люди перестали бы не только мучить животных , но и употреблять в пищу мясо животных навсегда...

Отчего китайцы бывают часто жестоки к незнакомым людям, особенно к беспомощным людям , и совершенно безжалостны к преступникам? Почему уступчивы, вежливы, безмерно почтительны к своим родителям и близким родственникам?.. Это - вопросы к психологам. За несколько лет жизни в Китае я не нашла ответы на эти и на многие другие вопросы о противоречиях в характере и психологии китайского народа, о скрытых для нас корнях многих непонятных привычек и ритуаолов ...

Вор велосипеда

2 января 1998 года мы с мужем возвращались из велосипедного магазина, где только что купили тандем, после того, как в новогоднюю ночь на велосипедной стоянке у дома у нас украли два велосипеда. Во дворе столпилась огромная толпа китайцев, казалось, все жители дома, в котором мы жили, вышли на улицу. Слышались ругань, детский плач. «Что такое?..»– спрашиваю мужа. «Не знаю…» – напряженно отвечает. Подошли ближе. Мужчина средних лет, лицо в ссадинах и кровоподтеках, белая рубашка в крови, заплывшие веки, глаза с трудом открываются; руки заведены за спину и туго обмотаны колючей проволокой и – все та же китайская, неповторимая, улыбка!.. Но уже– с просьбой о прощении и мольбой о помощи. Увидев иностранцев, мужчина оживился, заулыбался совсем по-американски, привычно принимая нас за американцев. ( Мне показалось, что в его сердце затеплилась хоть какая-то надежда на спасение и желанную свободу.) Оказалось, поймали вора велосипедов. Толпа заметив нас. несколько нас оживилась, но потом снова переключилась на беднягу. Причем, женщины били пойманного вора чаще и более пристрастно, шумно ругались. Полицейский стоял в стороне, давая разобраться народу с задержанным так, как людям хотелось, но когда дело стало набирать, на взгляд полицейского, угрожающие обороты, как полагается человеку при погонах, офицер дал делу законный порядок: арестовал нарушителя закона и отвез преступника в участок. Правда, несчастный вор велосипедов не знал, радоваться ли тому, что его наконец-то избавили от агрессивной толпы, которая была готова разорвать на части, или огорчаться еще больше, ведь он прекрасно осознавал, что ждет впереди, ведь теперь его ожидала китайская тюрьма, куда лучше не попадать никогда и никому...

(Примечание: Воровство велосипедов - выгодный криминальный бизнес в Китае. Новые или почти новые велосипеды перепродаются в несколько раз дешевле или перевозятся в отдаленные деревни и уездные городки других провинций Китая. Поскольку воровство велосипедов - распространенное преступление, в Китае велосипеды принято регистрировать в полиции. За наше пребывание в Китае у нас украли 3 велосипеда. Некоторые наши знакомые иностранцы-европейцы пострадали больше, некоторые из них, наученные горьким опытом, покупали себе у перекупщиков краденных велосипедов почти "древние" велосипеды.)

Мы с мужем были единственные из присутствующих , кто сочувствовал несчастному вору. Однако, при всем желании мы никак не могли ему помочь, да и не имели права. Я чувствовала, что толпа, точно, что-то ждет от нас. Вдруг я с ужасом увидела в глазах китайских женщин ненависть, непонимание, презрение – и к себе тоже. Китаянки встали вокруг меня со трех сторон, размахивали руками, иногда в порыве гнева одна из женщин -случайно или неслучайно- больно задевала меня своими руками, а особенно агрессивные - до хрипоты в голосе, перебивая друг друга, кричали: « Этот вор украл ваши велосипеды…Скажите – офицеру! Скажите! »

Тандем

Конечно, мы ничего не сказали ни возбужденным китайским женщинам, ни офицеру. Мы с мужем прекрасно понимали, что это были крики злорадства – уже по отношению к нам, к иностранцам, потому что накануне у нас украли недешевые горные велосипеды, а мы, счастливые, въехали в шумный грязный китайский двор на новом, необычном, безусловно, еще более дорогом велосипеде - тандеме, поразив всех. Признаться, мы были даже, как ни странно, благодарны этому или, скорее всего, другому вору, похитившему у нас в канун Нового года 2 горных велосипеда, ибо – тогда бы вряд ли мы купили тандем. Кстати, при отъезде в Москву мы продали его за полцены директору американской школы, где училась наша старшая дочь, причем на наш чуть не единственный тандем была уже очередь. В Куньмине на этот счет есть даже легенда. Говорят, что из Тайваня на шестимиллионный Куньмин привезли всего два таких велосипеда. В течение года их никто не покупал, даже среди иностранцев. Однако, тандем очень нравился одному китайскому богатому бизнесмену. Но – как говорится: и очень хотелось, и очень жалко денег было. Увидев восторженных иностранцев( нас с мужем и нашим ребенком) , «модный» китаец не смог удержаться и – купил-таки второй тандем...

Агрессивная толпа

К счастью, немногим знакомо то ощущение, которое возникает, когда чувствуешь рядом надвигающуюся агрессию многотысячной толпы людей, когда не знаешь, против кого она будет сейчас же направлена. Это – страшно, очень страшно! Мы вместе с маленькой дочкой ехали на тандеме – уже приспособленном для троих человек, в потоке китайских велосипедистов, ни о чём не подозревая, когда в один миг огромная толпа разъединенных людей стала единой черной, озлобленной массой – невероятно агрессивной. Хотя китайцы – трусливый народ , в жизни, как правило, каждый сам за себя, однако в толпе китайцы меняются, поскольку в толпе своих сограждан китайцы чувствуют себя невероятно защищенными, вследствие чего чувство страха пропадает, люди становятся одной массой и общими становятся эмоции, чувства, теряется ответственность за свои поступки. Посеянная когда-то злоба, агрессия возрастает многократно, поэтому я понимала, эта толпа, как, впрочем, не только китайская, неуправляема. Я успокаивала себя: просто у них нервный стресс, сейчас всё… пройдёт… Но ... Боже! Мой ребенок!.. А злой, черной энергии нужно всё-таки было выйти наружу: всё равно – как, все рано – где. В толпе всегда – легче, в толпе – никто не заметит…и не страшно нести ответственность за содеянное. Не поверите, но тогда объектом нападения толпа выбрала пятерых несчастных слепых, которые переходили велосипедную дорожку в неположенном месте и в не то время суток: около 18 часов, то есть тогда, когда весь город, вся страна – и каждый в отдельности китаец мысленно готовится съесть свою заработанную миску риса…с чем-нибудь вкусненьким. Подавить же инстинкт голодного китайского желудка просто невозможно, как и понять то, что происходит со всей нацией в одно и то же время - в12 и 18 часов – каждый день.

Холодное отношение к религии, обусловлено особенностью китайской души : найти для себя выгоду, взять, а не дать

Таким образом, интерпретировать психологию самого многочисленного народа мира трудно. Во многом корни ее социальные, и в отсутствии культуры и общепринятой на Западе морали. И все же, на мой взгляд, главная причина кроется в поразительном всеобщем безбожии китайской нации. Христианскую веру китайский народ не принял, несмотря на мощное миссионерское движение в этой стране. Собственную китайскую религию назвать религией в настоящее время невозможно: слишком много традиций забыто. (Верующие живут в основном в Тибете (не китайцы) и на границе с СНГ – угуры.) Остальное – безусловно, за редким исключением, а-ля-религия. За время социалистического режима Китай стал, пожалуй, самой атеистической страной мира… Главный бог китайцев теперь – деньги!

Не может не удивлять бутафорное устройство ныне восстанавливаемых древних храмов, языческие (часто смехотворные) ритуалы. Устраиваемые на территории храмов шумные пиршества, разного рода торговля, стрельба из лука, игра в мацзян (китайское домино «для умных»), в карты – такое воскресное культмассовое или семейное мероприятие на свежем воздухе, по крайней мере, вызывает недоумение. Большинство китайцев приезжают в храмы погадать на судьбу, а не помолиться. Зато дома – стоят урны с прахом предков, которым поклоняются и которым молятся, прося защиты и покровительства. Понять всё это западному человеку невозможно. Но такой – современный Китай... Сегодня знают и придерживаются древних китайских традиций в Китае уже немногие…

О темпераменте: в китайской и тибетской медицине

Понятие «темперамент», основанное на трактате «Чжуд-ши», принято не только на Тибете, но и в Китае. Пожалуй, ее характеристику вполне можно соотнести с общепринятой на Западе классификацией основных видов темпераментов по Гиппократу:

1) холерик, 2) сангвиник, 3) меланхолик, 4)флегматик.

Люди, у которых напряженадеятельность восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, относят к нервному типу. Но ссоры в их жизни все же не правило. На вид они слегка сутулые, худые, любят поговорить, не переносят холода, подвержены венозным застоям. Какими бы способностями или чем бы они ни обладали, им кажется, что этого недостаточно; они легко просыпаются рано. Это очень подвижный и легкий тип людей. Они любят петь, веселиться, умеют радоваться жизни. Но жизнь их недолговечна. Им нравится чуть горький, кислый, жгучий вкусы.

Люди, у которых напряжены процессы желчи, считаются желчными: у них легко возбуждается аппетит и жажда. Они чрезмерно горды, очень способны, их испарина отличается особым запахом, эти люди любят прохладу. Они живут достаточно долго, довольны теми средствами, какими имеют, тело нормальной конституции; в пище предпочитают горькие, вяжущие вкусы.

Людей, у которых напряжены жизненные процессы слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы, считают спокойными. Тело таких людей на ощупь холодное. Они полны; кости и суставы не выступают; кожа бледная; могут без проблем терпеть жару и жажду; весьма выносливы, долговечны, сонливы днем, засыпают в любое время, просыпаются с трудом, ленивы, имеют большое потомство, сдержанны в общении, приятного нрава, всегда себе на уме, любят продукты грубого вкуса - жгучего и вяжущего.

У некоторых людей может быть напряжена одна сфера жизненных процессов, у других – все три сразу.

Китайский способ сохранения здоровья

Взгляд свидетеля . О китайской медицине.

Каждый китаец знает: если растеряешь «ци», данную тебе от рожденья,– ее уже никак не восполнишь. Поэтому в Китае отношение к своему здоровью трепетное: китайцы принимают пищу строго по часам (12 и 18 часов); их пища разнообразна и низкокалорийная. В течение дня взрослый человек выпивает не менее 3 литров зеленого чая: холодного или горячего. Куда бы ни пошел китаец (особенно в жаркое время года) – баночку с настоем зеленого чая всегда берет с собой. Непременное условие, которое соблюдает каждая семья: еда готовится только из самых свежих продуктов и непосредственно перед употреблением пищи . Еда – это целый культ для китайского народа, своего рода медитация. Во время приема пищи китайцы совершенно отключаются от всяких забот , точно уходят в другой мир, никого и ничего вокруг себя не замечая, сосредотачиваясь на вкушаемом блюде, его вкусе, цвете, запахе, поскольку правильно приготовленная и полезная пища - основной источник полезных веществ и энергии , а значит - здоровья.

Китайцы, оказавшись в толпе, совершенно игнорируют посторонних и могут вести себя с незнакомыми непредсказуемо и даже агрессивно, зато с родственниками и друзьями ведут себя подчеркнуто вежливо и дружелюбно. Если на улице с кем-то случится чрезвычайное происшествие, никто из прохожих не спешит на помощь. И отношение к детям у китайцев совершенно особенное: ребенку позволяют всё или почти всё. А в основе такого поведения китайцев лежит главный принцип сохранения здоровья – не истощать «ци» и держать в равновесии инь-ян!

И всё же восполнить «ци» можно: систематически занимаясь дыхательной гимнастикой цигун. Еще несколько лет назад заниматься цигун в Китае категорически запрещалось: по политическим и религиозным мотивам. Пропагандистов философской системы цигун жестоко карали. С моей точки зрения, у цигун все же есть некоторые медицинские противопоказания и начинать заниматься самостоятельно дыхательной гимнастикой цигун без врача и опытного учителя нежелательно: быстрое поступление энергии «ци» – слишком мощное воздействие на ослабленный, осбенно тяжелой болезнью организм .

Согласно представлениям китайской медицины, с 17 лет до 70 лет – это зрелый возраст, когда все ткани, все чувства, энергия, сила продолжают совершенствоваться.

Вопрос: как же все-таки относиться к неизбежной старости, имеющимся и накапливающимся болезням? Ответ: спокойно, продолжать радоваться жизни, однако не нужно смотреть на свои проблемы с позиции постороннего, то есть безразличного наблюдателя. Нужно действовать…и помогать себе ...и другим.

Главные условия для равновесия «инь»-«ян», то есть для того, чтобы быть здоровым и телом и душою:

1)не делать ничего плохого другим – даже в мыслях;

2)уметь прощать;

3) сохранять покой в сердце;

4)меньше говорить по пустякам;

5)питаться в соответствии с теорией «инь»-«ян»;

6)употреблять достаточное количество жидкости, лучше зеленого чая;

7)как можно больше двигаться на свежем воздухе.

Китайцы предпочитают заниматься профилактикой и старости, и болезней одновременно.

Как? По-разному: кто – как. Кто-то весь день крутит металлические шары. О цигуне вы уже немного знаете. Большинство китайцев при первом симптоме болезни идут в аптеку. Благо, аптеки на каждом шагу. При аптеке, как правило, есть кабинет врача.

Любой уважающий себя китаец прекрасно разбирается в традиционных лекарственных средствах – и при простудах, расстройствах пищеварения, как правило, не нуждается в консультации врача., тем более , что любая консультация врача платная. Если через 3-4 дня эффекта от самолечения не наблюдается (отвары трав, настойки, пластыри, таблетки на травах, порошки) , то больной человек обращается к врачу.

Врач бегло осматривает кожные покровы больного,спрашивает, на что жалуется человек, как давно появились жалобы, просит высунуть язык, оттягивает веки пациента вниз, чтобы посмотреть , воспалена ли конъюктива, врач особенно долго прощупывает пульс , положив три своих пальца сначала на одно запястье пациента, затем на другое - в этот момент руки пациента находятся на специальной подушечке. Затем врач называет больному диагноз типа " вы страдаете недостаток инь почек" ,либо " у вас избыток ян печени" и выписывает рецепт из 10-15 компонентов: коренья, листья, минералы, реже –компоненты животного происхождения. Провизор удивительно быстро все взвешивает и также быстро расфасовывает лечебную смесь в отдельный пакетик – один пакетик на один день лечения. Пакетик необходимо залить 1 литром воды и варить 40 минут на слабом огне, выпить в течение дня. Обычно , кроме отвара, врач назначает точечный массаж, либо разного вида банки, но, как правило, особенно эффективной терапией китайские врачи считают акупунктуру вместе прижиганием.Обычно акупунктуру делает тот же врач, который проводит диагностику.

Через пять дней врач повторно осматривает больного и заменяет сбор трав на другой. В упорных случаях болезни курс акупунктуры продолжается до 12 дней. Через некоторое время курс лечения повторяется. В наиболее острых случаях болезни, например при инфекции, обученные западной медицине врачи сразу же назначают, принятую на Западе терапию, например, в виде внутривенных капельных инфузий – капельницы ставят тоже непосредственно в аптеке. В запущенных случаях болезни все методы лечения сочетаются. Если и это не помогает больному – больной идет на консультацию к профессору традиционной китайской медицины и только потом больному рекомендуется идти в больницу западного типа, куда он госпитализируется. Скорой помощи, принятой в России, в Китае нет. Важно отметить, что современные китайцы очень верят в эффективность «капельницы» - а укол иглой в вену и последующее внутривенное введение сильнодействующего лекарства воспринимается китайцами как симбиоз традиционной акупунктуры и современного лечения западными препаратами, которые в Китае становятся все более популярными. Поскольку китайцы очень внушаемы, капельницы действительно весьма эффективны в лечении многих заболеваний.

Лучший подарок ко дню рождения у немолодых китайцев – это традиционные китайские лекарства: редкие виды природного жень-шеня, тело и хвосты скорпионов, засушенные ящерицы, лапы тигра, заспиртованные змеи, всевозможные коренья и травы, натуральные жемчужины, половые органы млекопитающих, желчь некоторых животных, панты – молодые отростки рогов пятнистого оленя, личинки шелковичных червей, корень гастродии высокой… Очень часто такие необычные и странные для западного человека лекарственнык снодобья продаются в красивых красных коробочках – в традиционной подарочной китайской упаковке. Пожилые китайцы любят и ценят такие подарки.

Китайцы знают: здоровье стоит дорого, поэтому цена красной коробочке не менее 100 долларов (а то и гораздо больше) - и это всего за несколько граммов! Это русские привыкли экономить на своём здоровье, но - не китайцы! Представьте себе, куда более бедные китайцы красные коробочки покупают! И, говорят, многим засушенные ящерицы, хвосты скорпионов помогают. Впрочем, почему говорят? Я убедилась на собственном опыте: действительно гастродия помогает...

Китайцы почему-то не верят в своего бога, несмотря на сохранившиеся храмы и монастыри.. Может, поэтому они боятся смерти больше нас и живут так, чтобы прожить как можно дольше в этом мире?

Однако китайская медицина по-прежнему заслуживает нашего глубокого внимания и изучения, впрочем, как и сам Китай.

(Литература: Петр Бадмаев «Тибетская медицина Чжуд-ши»

Zhang Enqin “Basic theory of tradicional Chinese mrdicine”)

У Вэйсинь «Носители информации»

(продолжение следует)

Ирина Свиридова




Карта сайта